ОСЕБЕ.РФ

Диагностика - свободное поле

Какая диагностика для детей наиболее эффективная?

Особенно, если мы говорим о проблемах развития или задача - посмотреть общее развитие.

Вариантов на самом деле не много.

Есть различные комплексные методы или методы под оценку конкретной задачи.

Если же говорить о выявлении нормативного развития и проблем развития, то скорее всего комплексные и узкопрофильные методы нам не подойдут.

Бывает, приводят родители ребёнка, а там феерия проблем с порога и говорят: «так вы его спросите посчитать Он и по - английски может туда и обратно до пяти». А отпускаешь в свободную деятельность и абсолютно непонятное поведение со стереотипами. Зато считаем.

Поэтому, полезнее посмотреть на то, как ребёнок ведёт себя в предоставленном ему пространстве. Причём, этот способ диагностики подразумевает у специалиста наличие большого объёма компетенций. От знания этапов развития до психоанализа. И в этом же методе можно направлять деятельность и игру в нужное русло и увидеть всю структуру человека. Причем, данный метод, как вы понимаете, подходит и детям и взрослым. И семьям, и при исследовании совместной деятельности, и системы коммуникаций и отношений. В свободном поле мы увидим движения: их гармонию или диспраксию даже в раннем возрасте. Способность целенаправленно выстраивать игру или истощаемость и абсолютно полевое поведение. Здесь полноценно видны этапы возрастного развития. Пройденные или не пройденные кризисы. Нейропсихологические моменты. И если специалист владеет методами коррекции и психотерапии (здесь подразумеваем адекватные методы, а не разную новомодную бесовщину), то здесь видна структура личности.

Исследование в свободном поле можно направлять и организовывать на своё усмотрение. Можно заранее планировать, предлагая на входе уже специально организованное пространство.

Есть даже такой метод, когда в безопасном помещении располагают только безопасные игрушки и ребёнка со сложными и серьёзными проблемами в нём не ограничивают – всё равно, себе не навредит. И знаете, работает… Ребёнок может всё крушить, а потом затихает, а через несколько встреч его можно направлять в деятельности и формировать целенаправленное использование предметов, совместную деятельность и обучаемость.

Логичный вопрос: почему тогда не использовать такой метод со всеми детьми?

Всё очень просто: долго, дорого и требования к специалисту, его знаниям огромные.

Поэтому, в рамках, например приёма в поликлинике, приходится использовать узкие батареи тестов, которые ничуть не хуже, если есть точная и узкая задача от смежных специалистов.

Об этом ещё поговорим…